Педагогик эшчәнлек нәтиҗәләре

Использование современных образовательных технологий

Коммуникативная, информационно-аналитическая и лингвистическая компетенция человека в эпоху глобализации и информационных технологий стала более значимой на его пути к успеху. Бесконечная языковая игра, особенно ярко проявляющая себя в средствах массовой информации, виртуальном общении, современных художественных текстах – подобных примеров можно привести множество. Во всех этих примерах для успешного процесса коммуникации необходимо повышенное внимание к языку. И школьной грамотности для успеха недостаточно. Значит, школа должна сегодня давать  учащимся  не только представление о языковой норме, но и некоторый  «лингвистический взгляд на мир», который поможет им в дальнейшей жизни. Логическим продолжением формирования общего взгляда на язык является формирование взгляда на окружающий мир через призму языка. Язык  – это не только универсальное средство общения и  инструмент получения знаний во всех предметных областях, но и поле для формирования общеучебных умений и навыков, а также для развития творческих способностей. Особую актуальность это направление приобретает в контексте федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Тема, над которой я работаю «Формирование коммуникативной, информационно-аналитической и лингвистической  компетенции учащихся в процессе обучения татарскому языку и литературе».

 

Рабочую программу, календарно-тематические и поурочные планы я составляю в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по татарскому языку и литературе  (Казань, 2008). Образовательный процесс осуществляю в соответствии с образовательными  программами “Татарский язык для школ с родным (татарским) языком обучения”, (утверждена Министерством образования и науки РТ в 2010 г.) и “Татарская литература для школ с родным (татарским) языком обучения” (утверждена Министерством образования и науки РТ в 2010 г.).   Использую традиционные и вариативные учебники, утверждённые и предложенные Министерством образования и науки РТ.

 

Свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с ведущими идеями филолого-педагогической науки, уделяя внимание на формирование у обучающихся:

  • способности проникаться содержанием литературного произведения;
  • постижению основных закономерностей татарского литературного языка;
  • развитию творческой самостоятельности, коммуникативной, информационно-аналитической и лингвистической компетенции.

 

В своей практике я широко использую национально-региональные компоненты, зачётную систему контроля знаний, лекционные и семинарские занятия, игровые методики, опорные схемы, электронные средства учебного назначения, ТСО, нетрадиционные типы уроков и т.д.

 

Работа по новым технологиям предполагает, чтобы на занятиях учитель выступал с разных позиций – режиссера, учителя, ученика, организатора определенной деятельности (например, игры), консультанта, а также представителя других профессий.

 

В процессе учебной деятельности я использую методику преподавания татарской литературы Альберта Яхина и технологию развивающего обучения  А.З.Рахимова. В 9-11-ых классах также применяю блочно-модульную технологию. В 5-8-ых классах использую технологию опережающего обучения. На уроках татарского языка широко применяю технология В.Ф.Шаталова, метод кластерного анализа. При выборе образовательных технологий и методов учитываю возрастные, интеллектуальные и творческие способности учащихся. Есть опыт работы по проведению урока-семинара, урока-конференции, урока-путешествия, урока-дискуссии и интегрированных уроков. На уроках также активно внедряю национально-региональный компонент, который представлен материалом о наследии, о богатствах родного края, языка и народных традициях.

 

На уроках татарского языка и литературы использую метод проектирования, составление презентаций при знакомстве с новым материалом. Метод проектирования огсобенно интересен для учащихся старшего звена. Примером использования проектных технологий является долгосрочный Интернет-проект (см. http://muslumfolklor.narod.ru),  созданный  совместно с учениками  «Мөслим төбәге фольклоры» («Фольклор Муслюмовского края»).

 

Основная цель проекта – сбор, изучение, систематизация и популяризация произведений устного народного творчества нашего края. Данная работа является средством для развития не только познавательных навыков учащихся, но и способствует творческому самовыражению. Работа направлена на нравственно-духовное воспитание школьников. Знания, полученные во время участия в проекте, позволяют учащимся воспринимать историю и культуру своего народа как единое целое с современностью. Овладение знаниями о Малой Родине, занятие исследовательской деятельностью возрождает интерес к нашим истокам, к родной земле, к ее людям, особенностям края. Исследовательская и творческая активность учащихся обеспечивает высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Новейшие достижения в технологии передачи информации открывают неограниченные возможности по обработке и передаче данных практически в любую точку земного шара. Данный проект позволяет учащимся также изучить основные инструментальные средства для создания и разработки веб-страниц на родном языке.

 

Собранные и опубликованные на сайте материалы являются результатом многолетнего совместного труда. После появления сайта в сети Интернет, в работу активно включились и педагоги, и учащиеся  района.   Мы получаем письма с теплыми отзывами о проекте, нам присылают свои разработки и материалы учителя из разных уголков нашей республики. Гостями нашего сайта стали посетители из Норвегии, США, Великобритании, Казахcтана, Украины др.

 

Материалами нашего сайта пользуются учителя при проведении уроков, классных часов, внеклассных мероприятий. На сайте предоставлена площадка для творческого самовыражения,  как учеников, так и учителей, родителей. Здесь можно найти не только фольклорные материалы, но и авторские публицистические статьи, беиты, сказки, рисунки, мультимедийные презентации, аудио, видеоматериалы и многое другое. Ресурсы, размещенные на сайте, являются готовым демонстрационным материалом для уроков татарской литературы  (особенно при изучении тем по устному народному творчеству), для лингвистических и литературных исследований, так как многие нигде не опубликованные фольклорные находки представлены  в  нашем проекте впервые.

 

В 2010 году наш интернет-проект стал победителем международного конкурса “Жемчужина знаний”, занял 2 место в международном конкурсе “Звезды татнета – 2010”.

 

Несколько проектов моих воспитанников участвовали в открытом республиканском конкурсе творческих работ с использованием информационных технологий «Мир сегодня и завтра – 2011». Проект Залиловой Зульфии “В ожидании чуда” (“Мой первый пластилиновый мультфильм”) заняла 2 место. Залиловой Равиля, ученица 6 класса, создавшая видеоролик “Г.Тукай. Шүрәле”, в 2011 году стала лауреатом Всероссийского конкурса презентаций, посвященных жизни, творчеству  и произведениям Г.Тукая.

В 2011 году мною разработаны методические рекомендации по использованию материалов сайта “Мөслим төбәге фольклоры”. Пособие рецензировано учителем татарского языка и литературы высшей категории Бетькинской средней школы Тукаевского района РТ, кандидатом филологических наук Якуповой Г.З. и рекомендована для использования. В этом же году опубликована брошюра “Мөслим төбәге фольклоры сайтын кулланып, укучыларның проект эшләренә җитәкчелек итү һәм балаларның иҗади эшчәнлеген оештыру өчен методик күрсәтмәләр” при ИМЦ Муслюмовского района.

С удовольствием учащиеся выполняют проекты в виде стенгазет, альбомов, стендов, выставок.

Я считаю, что современный педагог должен органично использовать все преимущества информационно-коммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на практике. Использование информационно-коммуникативных технологий обеспечивает мне и моим ученикам неограниченный доступ к источникам знаний через электронные справочники, энциклопедии и видео. Появление в школе интерактивных досок не осталось без моего  внимания. Я часто использую на уроках интерактивные программы, т.к. убедилась, что они способствуют быстрому усвоению нового материала, ненавязчиво обучают грамматике. Видеофильмы повышают мотивацию к обучению, способствуют расширению кругозора. Для совершенствования знаний, а также для работы с одаренными детьми я пользуюсь  мультимедийными программами.

 

Вид программы Название Возраст учащихся
Электронный учебник из серии “Я изучаю татарский язык” “Tatar telle zaman”, выпущенный при содействии Министерства образования РТ, Министерства по делам молодежи и спорту ТР, Казань, 2003 5-11 классы
Электронное мультимедийное пособие “Татар теле – 5”, общественный фонд “Сәләт” молодежи РТ по заказу Министерства образования РТ . 5-6 классы
Мультимедийная программа Интерактивная книга “Г.Тукай. Тормыш юлы һәм иҗаты”, “Effecto studio” по заказу Министерства образования и науки РТ, 2005. 5-11 классы
Комплект фоноуроков “Нәҗип Җиһанов”, “Алмаз Монасыйпов”, “Салих Сәйдәшев”, НПК “Школьник” по заказу Министерства образования и науки РТ. 5-11 классы
DVD-video Мультфильм “Ана бәйрәме”, Казань, Татарстан-синема, 2006. 5-8 классы
Комплект из 10 CD CD из серии “Күренекле шәхесләр”, студия “Аксу” по заказу Министерства образования и науки РТ, 2006. 5-11 классы
Мультимедийная программа “Гаях Исхакый. Әдипнең тормыш юлы һәм иҗаты”, выпущенная по заказу Министерства образования и науки РТ 5-11 классы
Мультимедийная программа “Фәнис Яруллин. Тормыш юлы һәм иҗаты”, выпущенная по заказу Министерства образования и науки РТ 5-11 классы
Мультимедийная программа на татарском, русском и английском языках “Гасырларда калыр батырлык”, посвященный жизни и творчеству М.Джалиля. ООО “Мастер” по заказу Министерства образования и науки РТ, 2006. 5-11 классы
Мультимедийная программа Интерактивная книга “Ризаэддин Фәхреддин”, “Effecto studio” по заказу Министерства образования и науки РТ, 2007. 10 класс
Мультимедийная программа Интерактивная книга “Борынгы һәм Урта гасыр әдәбияты”, “Effecto studio по заказу Министерства образования и науки РТ, 2008. 9 класс
Комплект из 6 CD Татар әдәбияты дәресләренә фонохрестоматия, студия “Аксу” по заказу Министерства образования и науки РТ, 2008. 5-11 классы
DVD Р.Махмутов, С.Юзеев “Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник”, по заказу Министерства культуры РТ. 8-9 классы
DVD Видеоуроки татарского языка “Кайтаваз – Эхо”, ТРК “Новый век”. 2-11 классы
Сборник из 3 DVD и  1 CD “Габдулла Тукай”, выпущенный Фондом сохранения и развития культурных традиций Татарстана “Вамин”, 2009. 5-11 классы
Мультимедийная программа “Татар теле. 5-11”, ООО “Белем.ру” studio по заказу Министерства образования и науки РТ, 2009. 5-11 классы
DVD в 2 томах “Габдулла Тукай”, ООО “Мастер”. 5–11 классы
Мультимедийное издание “Мечеть Кул Шариф”, ООО “Мастер”. 8-11 классы
Мультимедийное издание “Казанский Кремль. Экскурсия”, ООО “Мастер”. 5-11 классы
DVD “Зодчество Татарстана”, ГУП “Татинвестгражданпроект”. 5-11 классы
Мультимедийное издание «Благовещенский собор», ООО “Мастер”. 8-11 классы
DVD в 3 томах «Татарскому театру 100 лет. Антология», ТГАТ им. Г.Камала. 5-11 классы
Мультимедийное издание «Сабантуй», ООО “Мастер”. 5-11 классы
Мультимедийная Коллекция из 6 DVD и CD-дисков «Тукай», объединение «Татармультфильм». 1-11 классы

 

В течение последних трех лет  я продуктивно использую  информацию Интернет-ресурсов для подготовки к урокам и к внеклассным мероприятиям. Для этой цели на специальном портале я составила каталог веб-ресурсов, полезных для учителей и моих учеников (см. http://tatyaz.flexum.ru). За короткое время   на образовательные сайты в нем собраны 393 ссылок. Как я и сама,  мои ученики активно пользуются ресурсами сайтов http://www.tatknigafund.ru; http://kitap.net.ru; http://www.shigriyat.ruhttp://belem.ru/tatar-tele/vuz-tat/index.html;  http://adiplar.narod.ru;  http://miras.belem.ru. В образовательный процесс также активно внедряются ресурсы интерактивной мультимедийной библиотеки с мультфильмами и сказками «Бала», онлайн-учебник татарского языка и цифровые образовательные ресурсы, размещенные в портале «Электронное образование в Республике Татарстан».

В педагогической деятельности мне очень помогает мой персональный сайт «Татар теле укытучысы Җәлилова Гөлназ сайты” (см. http://gzalilova.narod.ru).

Для работы с учащимися на сайте созданы специальные тематические разделы с самостоятельными навигациями “Татар теленнән эш дәфтәре” (“Рабочая тетрадь по татарскому языку”), “Әдәбияттан эш дәфтәре” (“Рабочая тетрадь по татарской литературе”).

Вертикальное меню раздела “Татар теленнән эш дәфтәре” (“Рабочая тетрадь по татарскому языку”) состоит из подразделов: “Пиши правильно” (ссылка на ресурс для самостоятельной проверки орфографических ошибок), “Советы” (ссылки на страницы сайта с материалами рекомендательного характера по работе над ошибками, по выполнению домашних заданий,  по подготовке научно-исследовательских работ и др.), “Краткий справочник” (минисловарь по языкознанию, порядок и пример анализа слов и предложений, правила), “Учим татарский язык”, “Библиотека”, “Комната отдыха” (ссылки на страницы сайта с флеш-роликами для релаксации, лингвистическими играми и творческими находками моих учеников). Вертикальное меню “Әдәбияттан эш дәфтәре” (Рабочая тетрадь по татарской литературе”) содержит в себе разделы: “Советы” (ссылки на страницы сайта с материалами рекомендательного характера по выполнению домашних заданий,  по подготовке научно-исследовательских работ, по работе с информацией и книгами, по анализу литературных произведений), “Краткий справочник” (минисловарь по литературным терминам, нормы оценки знаний по татарской литературе), “Дополнительный материал” (ссылки на татарскую часть Википедии, литературной энциклопедии, на каталог сайтов татарских писателей и др.), “Библиотека” (ссылки на электронные библиотеки),  “Комната отдыха” (ссылки на страницы сайта с флеш-роликами для релаксации и творческими находками моих учеников, с интересной информацией о книгах).

 

Материалы каждой “рабочей тетради” распределены по классам (с 5 по 11 класс). Страницы каждого класса ведут темам, которые изучаются по этому предмету в этом классе. Отдельные страницы сайта содержат много полезного материала для самостоятельной работы учеников, ссылки, онлайн тесты, видео, фото и др. Эти ресурсы эффективно используются мной для организации самостоятельной, индивидуальной, творческой, проектной работы учащихся, а также при дистанционном изучении отдельных тем. На страницах сайта ученики могут задавать учителю вопросы, оставить комментарии, которые мгновенно доставляются в мою электронную почту.

Некоторые материалы сайта разработаны в форме веб-квестов и внедрены в образовательный процесс. В этом направлении у меня есть опыт использования веб-квестов по темам: “Интернет-словари”, “Фонетика”, которые размещены на сайте (см. http://gzalilova.narod.ru/slovo.html; http://gzalilova.narod.ru/tatar_tele_deftere/fonetika-11.html). Такие материалы удобны для максимальной интеграции Интернета на разных уровнях обучения в учебном процессе.

На уроках и внеклассных мероприятиях  я  активно использую онлайн технологии:

  • тестирования с помощью

http://www.master-test.net/;        http://gzalilova.narod.ru/kushimcha01.htmlhttp://gzalilova.narod.ru/test7kltatyaz.html;        http://gzalilova.narod.ru/test6kltatyaz.html; http://gzalilova.narod.ru/test_eniki1.html;   http://gzalilova.narod.ru/test_lit_xxvek10kl.html

  • виртуальные экскурсии по музеям

http://tatar.museum.ru     http://www.bolgar.info          http://rt-museum.narod.ru/index.html           http://www.kazan-kremlin.ru                   http://www.kcn.ru/tat_ru/culture/indmus.htm             http://www.ksu.ru/emku/index.htm

  • видеоуроки;
  • интеллектуальные конкурсы в режиме реального времени (например, конкурс знатоков и любителей татарского языка среди учащихся 5-7 классов «Без – Тукай оныклары» на сайте: http://tatar.com.ru/konkurs/index.php)

Для организации дистанционной формы обучения я создала  в портале “Электронное образование в Республике Татарстан” свой виртуальный факультатив “Татар телен – “5”легә!”. Основные материалы этого факультатива размещаются в специально созданном сайте. Сайт находится в стадии разработки, но структура проекта уже готова и половина материалов курса “Работа с орфограммами” представлена пользователям. Также планируется создать курсы по темам: “Работа с пунктограммами”, “Подготовка к олимпиаде”, “Подоготовка к ГИА по татарскому языку”, “Подготовка к ЕРЭ по татарскому языку”.

В протяжении нескольких лет мои ученики пользуются интерактивным электронным учебником «Татар теле. 5 – 11», разработанным ООО «Белем.ру». Ребята высоко оценили достоинства этого электронного ресурса. Я использую его в качестве вариативного учебника.  В 2012 году учебник мною рецензирован, и рецензия отправлена в МО и Н РТ. Она также размещена в специальном разделе форума “Бөтендөнья татар телендә белем бирүче укытучылар форумы”, посвященном этому учебнику (см. http://forum.belem.ru/index.php?showtopic=650). Опытом использования учебника “Татар теле. 5-11” во время урока я поделилась на межрайонном семинаре руководителей школ Муслюмовского и Сармановского районов, проходившем 26 ноября 2010 года на базе нашей школы. Уроку дана высокая оценка.

Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объём информации, являясь, наконец, стимулом в обучении. Использование образовательных ресурсов сети Интернет позволяет разнообразить учебный материал и положительно сказывается на мотивации учащихся к изучаемому предмету, повышается успеваемость и качество знаний.

Одним из основополагающих я считаю здоровьесберегающие технологии, т.к. сохранение здоровья детей является обязательным требованием к организации процесса обучения.  Ведь на уроках татарского языка учащимся приходится много писать. Я планирую урок,  в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта считаю целесообразным не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести фонетический, лексический, синтаксический разбор. Во избежание усталости учащихся, на каждом уроке стараюсь разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение  небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Я использую подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. Также с помощью подбора  текста считаю возможным развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи.  Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. На каждом уроке в любом классе в течение урока я провожу физкультминутки, игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты): мы слушаем хорошую музыку, связанную с темой урока, смотрим слайды с изображением пейзажа, обсуждаем увиденное и услышанное.

Использование современных образовательных технологий помогает мне в подборе более интересного и разнообразного учебного материала и тем самым осуществить дифференцированный подход к каждому из учащихся, что способствует лучшему усвоению учащимися необходимых знаний и навыков. Результаты образовательной деятельности стали стабильными и устойчивыми, а распределение  учащихся по уровню обученности приобрело устойчивый характер. Они достигнуты благодаря эффективному использованию современных технологий в учебно-воспитательном процессе.

2012 год.

 

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki

Җавап калдыру

Сезнең e-mail адресыгыз һәркемгә ачык итеп куелмаячак. Мәҗбүри кырлар * белән тамгаланган

*