Дәрестән тыш эшчәнлек

Школьный кружок “Тайные письмена” как форма духовно-нравственного воспитания школьников

Залилова Г.И., МБОУ «Муслюмовская СОШ», Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан

В настоящее время школа, так же как и вся система образования в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать условия для становления его как субъекта собственной жизни.  Повсеместно предпринимаются попытки создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся. Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.

Я работаю учителем татарского языка и литературы с 1996 года. За эти годы накопила достаточный опыт работы по формированию и развитию творчески мыслящей, духовно-нравственно развитой личности ребёнка, способной принимать нестандартные решения. С 2005 года являюсь руководителем кружка «Тайные письмена», действующего на базе Муслюмовской средней общеобразовательной школы. Многолетний опыт обучения детей татарской азбуке на основе арабской графики позволил мне выстроить свою систему дополнительного образования детей. Мною составлена авторская программа кружковых занятий. Она утверждена на педагогическом совете муниципального учреждения «Центр внешкольной работы», рецензирована и рекомендована методистом Института непрерывного педагогического образования города Набережные Челны РТ Малафеевой Р.Л.

Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у школьников положительного отношения к различным языкам, включение школьников в диалог культур, знакомство с достижениями национальных культур и развитие общечеловеческой культуры, осознание роли родного языка в зеркале культуры родного народа. Программа внеурочной деятельности построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Оформление шамаилей – это способность создавать истинную красоту, процесс, обогащающий внутренний мир учащегося, развивающий его как личность. Цель кружковой работы – приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической группы, базовым национальным ценностям российского общества через изучение и оформление шамаилей, выполненные на оборотной стороне стекла. Задачи: формировать знания о развитии искусства арабской каллиграфии, ознакомить с отличительными особенностями арабской графики; помочь освоить технику нанесения рисунка на стекло с оборотной стороны, развить навыки самостоятельного оформления шамаилей; способствовать самостоятельному изучению творчества профессиональных художников, создающих шамаили; научить эффективным формам презентаций своих творческих работ.

Тематика занятий, направления её познавательной, творческой и других форм работы складывались в течение нескольких лет и определялись интересами  самих ребят, что дополнительно создавало условия для формирования у них активности. Программа рассчитана для учеников 5 – 9 классов и разделена на пять этапов. Занятия кружка проводятся раз в неделю. На занятиях обучающиеся знакомятся с арабской графикой, изучают особенности её написания, переносят простые примеры каллиграфического письма на бумагу, учатся работать пером и чернилами, обучаются технике создания шамаиля. Здесь формируются знания об истории возникновения и развития искусства шамаиля, о комбинаторных и изобразительных типах шамаилей; развиваются навыки нанесения основного рисунка на стекло; учащиеся знакомятся с основами Ислама, историей и содержанием Корана; углубляют знания о различных видах орнамента; учатся создавать шамаили.

Для лучшего освоения содержания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется выполнению коллективных и самостоятельных проектов, посещению краеведческого музея и выставок декоративно-прикладного творчества, участию со своими работами в конкурсах, фестивалях, праздниках, исследовательских и научно-практических конференциях.

Структура занятий традиционная: организационный момент, актуализация, изучение нового материала, применение, обобщение.

Содержание работы реализуется в различных формах: экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы, игры — путешествия, выполнение и защита индивидуальной или коллективной проектной работы, подготовка и реализация социального проекта, кружковые занятия, организация выставок творческих работ, размещение и презентация работ в сети Интернет.

В зависимости от уровня подготовленности и от возрастных особенностей учащихся работа дифференцированна. Она реализуется через использование материалов различного уровня трудности, использования опор различной степени развёрнутости (рисунки, ключевые слова, выражения предлагаются учащимся с низким и средним уровнем).

Опыт работы показал, что теоретические материалы занятий должны сопровождаться практическими и самостоятельными работами. Учащиеся должны самостоятельно, собственными руками создавать шамаили. Практические занятия пробуждают интерес к изучаемому материалу, растёт стремление к творчеству.

При организации самостоятельной работы на занятиях я применяю технологию адаптивной системы обучения. Считаю, что при такой технологии обучающая функция учителя сводится до минимума, а время на самостоятельную работу обучающихся увеличивается. На занятиях учащиеся работают в трёх режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально и самостоятельно. Таким образом, подобное обучение для меня – это не только сообщение новой информации, но и обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности.  Особое внимание также уделяется посещению краеведческого музея и выставок декоративно-прикладного творчества, участию в конкурсах, фестивалях, праздниках, исследовательских и научно-практических конференциях, выполнению коллективных и самостоятельных социальных проектов. Содержание работы реализуется также в формах экскурсии, беседы, игры-путешествия.

На занятиях используются ИКТ, мультимедийные средства, разработанные автором программы. Составление презентаций и  виртуальных выставок усиливает интерес учащихся к занятиям, а значит, и к творчеству.

Занятия в кружке развивают ассоциативность мышления, формируют навыки художественного обобщения, учат многообразному видению реальности, формируют способность творческого познания мира.

Ученики успешно освоившие материал курса владеют навыками арабского письма, понимают значения некоторых арабских слов и выражений, самостоятельно оформляют тексты на татарском языке арабскими буквами (на основе арабской каллиграфии), знают и понимают основные заповеди Корана, знают о развитии искусства арабской каллиграфии, о возникновении и развитии татарского языка, умеют самостоятельно оформлять шамаили, с нанесением рисунка на стеклянную поверхность, различают жанры шамаилей, проявляют интерес к творчеству профессиональных художников XIX – XX вв., бережно относятся к культурному наследию всех народов.

Способами проверки результатов являются: наблюдение детей во время занятий, при подготовке и реализации социальных проектов, ключ-диктанты, балловая оценка проектной работы, анкетирования учащихся и их родителей, сочинение. При подведении итогов применяются такие формы как защита индивидуального или коллективного проекта, организация выставок, презентация работы в сети Интернет, создание и реализация социального проекта, фиксация результатов освоения курса в портфолио учащихся.

Ежегодно я делюсь своим опытом на заседаниях районного методического объединения руководителей кружков народного творчества. Деятельностью кружка интересуются учителя не только Муслюмовского района, но и республики. Авторская программа, фотографии работ учащихся, методические материалы опубликованы в моем персональном сайте. Вместе с ребятами мы создали виртуальный клуб «Шәмаилләр» на социальном портале Я.ру. Напрямую общаемся с профессиональным художником, автором многочисленных шамаилей Зульфией Мухаметдиновой через Интернет-клуб «Шамаили» на сайте «Вконтакте». История возникновения и тонкости организации работы школьного кружка описаны в ходе полезного общения учителей на форуме «Татар телен укыту серләре”. В 2009 году в рамках районного семинара руководителей объединений народного творчества провела мастер-класс: обучала коллег технике выполнения татарского шамаиля на стеклянной основе. Результатом плодотворного обмена опытом является то, ученики средних школ района принимают участие в различных конкурсах и выставках, представив на суд жюри созданные своими руками шамаили.

Используемые в кружковой деятельности формы и методы внедряются во время изучения блока тем «Арабская графика» на уроках татарского языка в   10 классе. Изучение данной темы подробно изложено мною в методическом пособии «Уроки изучения арабской графики в Х классе», выпущенном Методическим кабинетом отдела образования Муслюмовского района. Здесь описаны варианты подачи данного материала, которые достигаются выполнением ситуативных упражнений. План-конспект обобщающего урока представлен в форме виртуальной экскурсии. Материалы пособия опубликованы в журнале «Наука и школа”. Отрадно то, что среди моих коллег есть учителя, работающие по моей методической системе. Некоторые активно используют отдельные её элементы.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. И в этом помогает школьный кружок «Тайные письмена».

 

A “Mysterious scripts” school club as a form of spiritual and moral education of schoolchildren.

Dialogue of cultures, culture of the native land, work and creativity,  inner world of students, group work, basic national values of the Russian society.

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki

Җавап калдыру

Сезнең e-mail адресыгыз һәркемгә ачык итеп куелмаячак. Мәҗбүри кырлар * белән тамгаланган

*